Тест на социализацию. Почему выпускники интернатов и детдомов не могут адаптироваться в обществе?

Жизнь детей-сирот из соцучреждений резко разделена на два периода: пребывание в интернате и жизнь после… В крепких стенах детдома все относительно неплохо. Здесь покормят, обстирают, подскажут, как поступить, заступятся. А вот за стенами учреждения начинается другая жизнь, самостоятельная. К ней, как показывает практика, выпускники интернатов готовы не всегда.

 

Как дальше жить?

Иногда даже кажущиеся нам обычными действия вызывают у обитателей и выпускников соцучреждений «ступор». Одна из волонтеров, занимающихся помощью детям из интернатов, рассказала нам, как эти ребята боятся элементарной поездки в общественном транспорте. Каждое действие, которое мы совершаем «на автомате», для обитателей интернатов – сложный и непонятный процесс. Почему так происходит и чем можно помочь детям-сиротам?

Сегодня в регионе вопросы социальной адаптации выпускников сиротских учреждений – одни из приоритетных. На государственном уровне в Воронежской области эту работу взял на себя региональный Центр постинтернатной адаптации. Существуют и другие службы постинтернатного сопровождения – они открыты на базе некоторых организаций для детей-сирот. По замыслу, здесь специалисты должны помогать выпускникам соцучреждений, оказывать им консультативную, правовую, психологическую, социально-педагогическую помощь. А при необходимости – найти для них уголок для временного проживания, помочь с поиском места учебы и работы.

В центр постинтернатного сопровождения приходят молодые люди, столкнувшиеся с «правдой жизни». Ребят волнует прежде всего постановка на жилищный учет, поступление. А зачастую – и вопрос «что вообще делать дальше?».

 

Сами сделали ремонт

Безусловно, такой опыт, как создание центров постинтернатной адаптации, недооценивать нельзя. Однако туда ребята приходят с проблемами, которые накапливались годами. Все время их пребывание в интернате характеризовалось скудностью общения, однообразием жизненных ситуаций, отсутствием необходимости делать что-либо самому и словно с неба падающие подарки, кураторы и спонсоры из числа «сильных мира сего». А после – все это исчезает, и жизнь устраивает «тест на социализацию».

– Проблема в том, что эти ребята даже не подумают прийти и попросить помощи, не говоря уже о том, чтобы предпринять какие-то действия самостоятельно, – рассказывает помощник руководителя организации «Общие дети» Ксения Пенькова. – Они сидят на месте и надеются, что кто-то придет и все исправит. И не понимают, что никто за них ничего делать не будет.

Волонтеры движения «Общие дети» сталкиваются порой с весьма жесткими историями из жизни выпускников интернатов. Так, вполне себе типичная ситуация, когда выпускницы интернатов тут же встречают на своем пути «предприимчивых» молодых людей, рожают от них детей, берут для них кредиты, отдают жилье. И в результате – остаются ни с чем. Мальчишки в самом лучшем случае приобретают рабочие специальности и никуда дальше не стремятся, а бывает, и попадают в тюрьмы, становятся бездомными.

Так, по подсчетам общественников, до сих пор от 50 до 70% детей-сирот не могут сами социализироваться в обществе, наладить быт, построить отношения с другими людьми.

Чтобы такого не было, волонтеры убеждены: постинтернатную адаптацию нужно начинать еще в соцучреждении. Участники движения предприняли такой эксперимент. В одном из учреждений региона систематически устраивали ярмарки, где продавали все – от сладостей до предметов быта. Создали эквивалент денег, стали начислять определенные бонусы, которые дети получали за занятия в кружках, спортивных секциях, хорошее поведение, учебу… Потом эти бонусы обменивались на товары с ярмарки.

– Такая практика учит детей, – говорят волонтеры организации, – тому, что своих целей надо добиваться самостоятельно. И хотя это тоже была спонсорская помощь – но ее нужно было заслужить, заработать. Мы наблюдали и за тем, как менялось сознание детей. Например, сначала они покупали разные сладости, а через какое-то время поняли, что важнее – канцелярские товары и предметы быта. Одни девочки сложили бонусы и купили занавески себе в комнату. Дошло до того, что таким образом мы сделали мелкий ремонт в учреждении…

 

Временная опека

С 1 сентября 2015 года вступило в силу постановление правительства, в корне меняющее концепцию работы всей системы воспитания детей-сирот в России. Теперь цель организации – не принятие ребенка на проживание, а работа над устройством его в семью. Официально заявлено, что государство лишь временно берет на себя заботу о сиротах – до тех пор, пока у них не появятся приемные родители. Для проживания сирот должны быть оборудованы специальные помещения квартирного типа и созданы группы из восьми человек – не более. Таким образом авторы проекта стремятся с самого начала поместить детей в среду, максимально приближенную к жизненной. Однако пока практика показывает, что детдома не готовы к таким переменам.

 

Важно знать

На сайте городской администрации в разделе «Опека и попечительство»  регулярно размещаются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству в семьи под опеку, на усыновление или в приемную семью.

 

Аренда – за счет государства

В 2014 году общий объем средств из облбюджета, направленный на покупку жилья детям-сиротам, был увеличен до 700 млн руб. В 2013 году он составлял 435,7 млн руб., хотя в областную собственность было приобретено 484 квартиры на сумму 749 млн руб.

К январю 2015 года на жилищном учете в области состояли 2533 человека из числа детей-сирот, из них 1557 человек имеют право на обеспечение жилыми помещениями в этом году. При этом на покупку квартир выпускникам интернатов из областного бюджета выделено 766, 2 млн руб. Важно помнить, что пока выпускник интерната находится в очереди и не получил квартиру, он может получать компенсацию оплаты аренды жилья из государственных источников.

 

Добро пожаловать, постояльцы!

Для временного проживания в регионе открыты две социальные гостиницы – в Воронеже и Боброве. Там оказываются выпускники социальных учреждений, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Например, одна из выпускниц, ожидая своей очереди, вынуждена была вернуться к родителям, которых ранее лишили родительских прав. «Долго и счастливо» с ними, призналась девушка, не проживешь… нужно где-то «перекантоваться».

В гостиницы водят и учеников 11 классов детдомов – чтобы они посмотрели на то, как живется самостоятельно. Такое учреждение – уже не детдом: там самому нужно убирать, готовить, мыть посуду.



Общественно-политическая газета «Берег»

Подробнее: http://www.bereg.vrn.ru/22970.html